воскресенье, 22 января 2017 г.

Лыжный туризм, неспортивный опыт: часть 2

Пятый день, 7 января. Тёплый ключ.

Сегодня нас ждёт день отдыха на Ключе. Про впечатления от купания я уже рассказал, а тут немного расскажу про бесплатные и платные избушки.
Если вы подходите к Ключу со стороны Абакана, то сначала вам попадутся бесплатные домики (примерно в 50 м справа от основной снегоходки). В принципе, всем они хороши - просторные, удобные и чистые. Недостатка у них ровно два: большая прожорливая печка и отсутствие дров. Конечно, если у вас есть большая группа, двуручная пила, нормальный топор и желание потратить полдня на поиск сушины, то проблем никаких. Найти что-то быстрее, скорее всего, не получится. Место попсовое, и все сушины поблизости давным-давно выпилены.
У нас не соблюдается ни одно из вышеперечисленных условий, поэтому мы идём в платный домик за 700 р/ночь. Он гораздо уютнее, лучше обставлен, вечером включается свет, но самое главное - к нему прилагается неограниченное количество дров. Хозяин угощает нас хлебом, солониной и свежими овощами, из которых на ужин мы готовим винегрет. Всё-таки, насколько сказочно вкусной кажется полноценная еда после сушонки и сублиматов!
Оказалось, что тёплая погода - это не только плохо, но и хорошо. Из-за тонкого льда на Ключ не могут приехать снегоходы, народу никого, поэтому можно часами валяться в купели в полном одиночестве.

Шестой день, 8 января. По сказочному лесу.

Теперь мы поворачиваем в сторону дома. Несмотря на то, что мы не прошли ещё и половину километража, всё самое сложное уже позади. Выходим в 8:30, и катимся в сторону Абакана. Вскоре буранка уходит на русло, а лыжня группы "Альтаир-Алтай", которая прошла за день до нас, уходит в лес. Мы решили, что Алексей Домашец, руководитель альтаировцев, гораздо лучше нас знает этот маршрут, повернули в лес, повторив его решение, и не ошиблись.
В один не очень прекрасный момент я обнаружил, что у меня треснула лыжа. Срезаю ножом отошедшую деревяшку и оцениваю повреждение как неопасное (около 20% площади сечения). В любом случае, теперь иду очень осторожно и поломанную лыжу стараюсь не нагружать.
Быстро проскакиваем избу Таштуузук (11.1 км, 12:05) и продолжаем движение по лесу, срезая крюк Абакана. Погода идеальная, а лес напоминает фото с рождественской открытки или иллюстрацию к доброй сказке. Ветра нет, идёт лёгкий снежок, отличная лыжня петляет между елочек, не заставляя думать об ориентировании, а мы медленно, но верно приближаемся к дому.
В 16:55 (22.9 км) добрались до избы на Нижнем Албасе. Встреченный нами снегоходчик рассказал, что буранка в этом году очень плохая, один снегоход уже утонул, а потому идти по лесу было абсолютно правильным решением.
Я предлагаю идти дальше, на избу в верховьях Албаса, но Оля почему-то не разделяет моего энтузиазма, несмотря на готовую лыжню, лёгкие рюкзаки и отсутствие значительных перепадов высоты. В общем, сегодняшняя прогулка окончена.
С большим трудом нахожу сухой плавник на дрова на берегу Абакана, мы растапливаем печь и изба становится ещё уютнее.
Надо сказать, что эта изба для маленькой группы просто идеальна. Маленькая, чистая, тёплая.

Расстояние: 22.9 км
Чистое ходовое время: 7:05
Набор высоты: 149 м
Сброс высоты: 269 м
Высота ночёвки: 862 м

Седьмой день, 9 января. Последний перевал.

Сегодня стартуем в 8:50, и, пройдя 3 км по буранке на русле Албаса, снова поворачиваем в лес вслед за альтаировской лыжнёй, срезающей крюк реки, и идущей напрямую к избе в верховьях (азимут около 270).
Погода такая же прекрасная, как и вчера, но сквозь дымку иногда проглядывает слепое зимнее солнце.
Проходим избу в верховьях (такую же замечательную и уютную, как и та, в которой мы ночевали), без проблем забегаем на седловину перевала Садринский на высоте 1200 м (15.1 км, 14:55), и начинаем спуск к Садринскому озеру по левому борту долины.
Первый километр лыжная траверсирует склон и довольно круто идёт вниз. С предельной осторожностью прохожу спуск, не забывая про сломанную лыжу. Затем по долине реки, плавно идущей вниз, мы выходим на озеро, пересекаем его и останавливаемся на базе Садра (22.7 км, 17:35).
Здесь мы пересеклись с большой весёлой группой студентов АГУ, которые только идут на Тёплый ключ. За душевным разговором про туристическую и нетуристическую жизнь время пролетает незаметно, и спать мы идём уже ближе к полуночи.

Расстояние: 22.7 км
Чистое ходовое время: 7:35
Набор высоты: 475 м
Сброс высоты: 565 м
Высота ночёвки: 772 м

Восьмой день, 9 января. Аццкий выбег.

Сегодня мы выбегаем в цивилизацию, и даже надеемся, что сможем уехать домой, поэтому просыпаемся в 4:00, и в 5:35 выходим в холодный, искрящийся звездами и снегом, Космос.
Через полтора часа после старта я глянул в навигатор, и увиденное сильно не обрадовало. Аппарат с бездушной точностью сообщал, что наша скорость 2.9 км/ч позволит добраться до Бийки сильно после обеда (15:30), а потому ни о какой выброске в город речи уже не идёт.
Решение здесь было только одно - перераспределение груза. После того, как я забрал у Оли около 4 кг, угнаться за ней стало реально сложно, зато скорость выросла до вполне нормальных 4.1 км/ч, а прогноз времени прибытия сменился на приемлемую цифру.
Ну а дальше всё просто. В 14:05 (32.3 км) мы вышли на трассу в Бийке и без особых проблем загрузились в УАЗик смотрителя заповедника Яйлю, едущего в Артыбаш. За разговором о редких таёжных зверюгах время пролетело незаметно, и в 15:35 мы оказались на горноалтайской трассе.
Тут нас ждал последний сюрприз этого увлекательного похода. За то время, пока мы шарились по тайге, вечерний автобус из Артыбаша отменили, поэтому пришлось ловить попутку до Горно-Алтайска, и уже там грузиться в автобус на Барнаул. В итоге получилось на 100 р. дороже прямого рейса, зато на целый час быстрее. Доехали без приключений, и в 22:30 я был дома.

Расстояние: 32.3 км
Чистое ходовое время: 7:40
Набор высоты: 451 м
Сброс высоты: 662 м
Высота ночёвки: 602 м

График движения и расчёт категории трудности