воскресенье, 22 января 2017 г.

Лыжный туризм, неспортивный опыт: часть 1

Нулевой день, 2 января. К месту старта.

Приключения начинаются сразу же, начиная с автовокзала. Сильный снегопад, закрытая трасса, отмены автобусов, узкое часовое окно, в которое нам удалось проскочить, поездка в переполненной Газели по горной дороге - и вот в 16:00 мы стоим на повороте к селу Бийка, где рассчитываем поймать попутку. Дорога сильно запорошена снегом, но судя по следам протектора, шансы у нас есть. До 22-ого км нас подбросил хозяин делянки в тайге. Он нам рассказывал о страшных наледях, медведях-шатунах и заблудившихся туристах. Мы слушали с интересом, но это никак не влияло на нашу решимость пройти маршрут. Затем кое-как мы втиснулись в микроавтобус к ребятам "Алтай-гида", и они довезли нас до своротка на Садру, за что им огромное спасибо. Итак, в 19:15 мы начинаем идти по дороге сквозь ночную тайгу. Спуски сменяются подъёмами, на лыжи липнет снег, в свете фонарей искрятся снежинки, мимо проплывают елочки и берёзки. Оля готова идти по упора, но у меня сказывается сильный недосып последней недели, поэтому прогулка становится всё грустнее и грустнее. И итоге мы одолели 10.8 км, в 22:10 поставили палатку на обочине, по-быстрому заварили доширак, и завалились спать.

Расстояние: 10.8 км
Чистое ходовое время: 2:40
Набор высоты: 142 м
Сброс высоты: 144 м
Высота ночёвки: 602 м

Первый день, 3 января. Солнечная Уя.

Сегодня нам предстоит взять Ую, наш первый перевал. Неспеша завтракаем, и в 9:20 выходим.

Через 2 км дорога заканчивается, и мы продолжаем путь по полузаметённой охотничьей лыжне, которая сильно упрощает нам задачу.

Вскоре подходим к началу подъёма на перевал Уя (6.9 км, 12:05). Тучи на небе рассеиваются, а ярко-синее небо и солнышко, светящее через ветки елей, создаёт весеннее настроение и только усиливает радость от предстоящего маршрута.

Охотники говорили нам, что на перевал ведёт тропа, помеченная зарубками. Сразу скажу, что зарубки я видел всего пару раз, "тропа" идти никак не помогает, поэтому разумнее просто взять азимут. Градиенты почти везде приемлемые, около 12%, подъем воспринимается как легкая прогулка, и через 4.5 часа мы оказываемся на вершине (11 км, 16:35), откуда открываются отличные виды на Байгол и хребет Минор, который нас ждёт завтра.

Спуск оказался ещё более весёлым. Мы траверсируем спуск к Байгольским болотам, держа курс ЮЮВ. Весело несёмся вниз по колено в снегу, объезжая ёлочки, проскакивая русла ручьёв, и добираемся до охотничьей избушки (12.6 км, 17:55).

Читаем грозную записку о том карах, ждущих хулиганов. Но хулиганить мы не собираемся. Приводим в порядок разобранную и забитую печную трубу, готовим ужин, выпиваем много горячего чая, и в 23:00 ложимся спать.

Расстояние: 12.6 км
Чистое ходовое время: 7:35
Набор высоты: 739 м
Сброс высоты: 379 м
Высота ночёвки: 962 м

Второй день, 4 января. Минорный день.

Выходим в 9:20. Я немного ошибаюсь с ориентированием, ухожу от курса на 10 градусов к востоку, из-за чего последняя часть спуска оказывается совсем нетривиальной.

Так или иначе, вскоре мы оказываемся на Байгольских болотах (0.6 км, 9:45). Полный штиль, заснеженные ветки деревьев и далёкие вершины гор в дымке создают ощущение заколдованного царства безмолвия, которое даже неловко нарушать.

Пересекаем плоскую низину, держась прежнего курса ЮЮВ, через 1.5 км поворачиваем к востоку и подходим к Минору, самому сложному перевалу нашей прогулки (4 км, 12:15). До вершины всего 3 км, но преодолеть их совсем непросто. Крутой подъём около 40% на высоте 1100 м сменяется широким гребнем и постоянными спусками и подъёмами, коих я насчитал 8 штук.
Но всё не так уж и плохо. Температура около -5 С, поэтому иду в одной термушке, и падающий с веток снег приятно охлаждает меня. Подлип мешает ехать назад, а прекрасные виды заката на фоне гор и тайги легко компенсируют тяжёлую тропёжку.

Уже в сумерках мы оказываемся на вершине (7.7 км, 17:50). Оля предлагает двигаться дальше, но я не вижу в этом особого смысла. Если бы я знал, как ошибаюсь! Немного проходим гребню в сторону долины Сыктызыла, и вскоре ставим лагерь. Уже в палатке с сожалением обнаруживаю, что обморозил два пальца. И как мне это удалось?!

Расстояние: 7.9 км
Чистое ходовое время: 7:30
Набор высоты: 554 м
Сброс высоты: 110 м
Высота ночёвки: 1406 м

Третий день, 5 января. Лыжевание и моржевание.

Утро нового дня встретило нас ясным небом, морозцем и свежим ветром. Вылезать из палатки и разводить костёр мне откровенно лень, поэтому готовим завтрак на горелке, в 10:00 выдвигаемся, и после 250 м по гребню хребта Минор скатываемся в залитую солнцем долину Сыктызыла. Всё идёт прекрасно. Тропёжка неглубокая, около 15 см, подлипа нет, погода сказочная.

Через 4 км (11:50) нам встречается небольшой каньон, который я помню по своему первому походу. Оля разумно предлагает обойти его слева, но мне лень набирать 15 м высоты, и я решаю проскочить по руслу, как в прошлый раз. Это было огромной ошибкой!!!

Начинается всё хорошо, но буквально в 2 м от надёжного места неожиданно проваливаюсь и вместе с рюкзаком оказываюсь в ледяной воде. Одна радость - река неглубокая. Выуживаю рюкзак, который сразу прибавил около 3 кг веса, выбираюсь с гиблого места и мы быстро разводим костёр. Немного подсушиваю обувь и одежду, и через 1 час 45 минут выдвигаемся дальше. Впрочем, ботинки всё равно остаются немного сырыми, а потому у меня будут мёрзнуть ноги до самого Тёплого ключа. Есть и ещё один побочный эффект - после купания запотел объектив фотоаппарата, поэтому фоток больше не будет, увы! Конечно же, становлюсь осторожнее, и все каньоны мы обходим поверху.
Уже затемно попадаем на р.Коный (10.1 км, 18:35) и решаем идти ещё 6 км до избы на Кубуле. Пока отогревал ноги, Оля успела протропить больше 1 км по реке, за что ей огромное спасибо. Увы, от полной жести нас это не спасло. Где-то идём по руслу, где-то лезем по кустам и буреломам, обходя сплошные промоины, которые довольно фигово видно в неверном свете фонариков. К 22:00 (15.1 км) до избы остаётся 1.5 км по прямой, но я понимаю, что за это время просто обморожу все пальцы. Поэтому ставим палатку на берегу, ужинаем, и надеемся, что завтра будем купаться в Ключе.

Расстояние: 15.0 км
Чистое ходовое время: 8:45
Набор высоты: 7 м
Сброс высоты: 441 м
Высота ночёвки: 972 м

Четвёртый день, 6 января. Сквозь снежные просторы.

Утром высушиваю носки на горелке, одеваю на ноги полиэтиленовые пакеты, и в 10:00 мы выходим. Через 1 км после места ночёвки срезаем крюк, который делает Коный, возвращаемся на него около устья р.Минор, и дальше двигаемся по руслу. Сильный снегопад, конечно же, не упрощает тропёжку. Находим старую, почти заметённую охотничью лыжню, и идём по ней, надеясь, что она проходит по самому оптимальному и безопасному пути. Когда мы увидели, как лыжня несколько раз пересекает промоины, от глупых надежд пришлось отказаться. Дальше мы движемся сквозь белое заснеженное царство на свой страх и риск, где-то гуляя по белому савану реки, а где-то обходя по аццким кустам лабиринты снежных мостов и открытой воды.
Через 8 км (15:05) Коный сильно уходит на СВ, что не совпадает с нужным нам азимутом около 95. Поэтому снова срезаем 1.5 км через тайгу и в 17:00 выходим на Абакан. Идти по нему сложно из-за глубокой тропёжки и страшно из-за мокрых следов, которые остаются за нами. Через 1.2 км Абакан поворачивает на запад, мы снова уходим в тайгу (12.5 км, 18:15), практически минута в минуту успев проскочить до темноты. Берём азимут на бедуйскую буранку (около 35) и благополучно выходим на неё (13.8 км, 19:15).
Радуемся тому, что практически дошли. Прогулка по буранке не доставляет никаких проблем, и вскоре мы оказываемся на Ключе (16.2 км, 20:05). Ребята из группы "Альтаир-Алтай" угощают нас чаем с конфетами, расспрашивают о перипетиях минорского пути, и даже дают сушину, которую мы быстренько превращаем в дрова для растопки бесплатного домика и со спокойной душой идём релаксировать в депривационный сруб.
Тёплый ключ - место само по себе очень классное, но после всего, что мы прошли, оно становится классным вдвойне! Приятный мелкий песочек на дне сруба, вода, по температуре совпадающая с человеческим телом и темнота полностью расслабляют и заставляют потерять счёт времени. Уже глубокой ночью я вылезаю из Ключа, дохожу до домика и с удовольствием засыпаю.