вторник, 23 августа 2016 г.

По ледникам и перевалам Катунского хребта: часть 2

День 5, 28 июля. Отдых на краю земли.

Ещё во время спуска с Абиака по аццким чемоданам под дождём, нам одновременно пришла в голову мысль, что завтра хорошо бы отдохнуть. Место, на котором мы остановились, подходило для этого как нельзя лучше. За озером, на котором мы встали, долина резко идёт вниз, поэтому кажется, что ровная водная гладь, в которой отражаются горы, просто обрывается в никуда.

Окружающие нас заснеженные горы и ледники дополняют ощущение, что мы оказались на краю света.

День оказался тёплым и погожим, поэтому до обеда сушим вещи и загораем на солнышке. Выходим в 15:00 и после короткой прогулки по цветочным лугам оказываемся у небольшого озера перед входом в долину нашего следующего перевала Тигеек.

Ближайшее к перевалу озеро больше и глубже того, на котором мы остановились, но поставить палатку на нём невозможно: часть берега завалена мореной, а часть - заболочена.
Продолжаем отдыхать и загорать. Ближе к вечеру погода портится. Ветер приносит тяжёлые чёрный тучи, и начинается ливень.

Забираемся в палатку, ужинаем и в 22:00 засыпаем под шум дождя.

Расстояние: 2.2 км
Чистое ходовое время: 0:50
Набор высоты: 34 м
Сброс высоты: 160 м
Высота ночёвки: 2352 м

День 6, 29 июля. Неожиданные сложности.

Сегодня нас ждёт Тигеек. Про этот перевал мы ровным счётом ничего не знаем. Очень любопытно, что же откроется нам после подъёма на перевальный взлёт.
Проснулись в 5:00. По шелесту капель о палатку можно было подумать, что её поливают из душа, поэтому мы решили спать дальше. В 7:00 дождь закончился, ветер унёс облака, и в 8:50 мы вышли. Идём в самом низу ущелья по средней и крупной сыпухе.
К 10:10 (1.5 км) мы оказываемся у первого моренного вала и обходим его с правой стороны.

Всего в этом ущелье три моренных вала, которые удобнее обходить справа. Уклон около 10-15 градусов. В 11:15 (2.3 км) три вала, преграждающие ущелье, остаются позади, и мы выходим на ещё один моренный вал, ведущий прямо к перевальному взлёту.

Начало подъёма неочевидно и представляет из себя мелкую сыпуху с уклоном около 35 градусов, кое-где поросшую травой.

Высота перевального взлета 150 м. После 45 минут борьбы с постоянно едущей вниз сыпухой в 13:05 (3.2 км) мы выходим на перевал. Надо сказать, что с последних ста метров подъёма просматриваются три просвета в скалах, которые можно принять за седловины. Реальная седловина - самая левая.

То, что мы увидели, нас совершенно не обрадовало. Перевал представлял из себя узкий скальный гребень. Сразу за ним шёл снежник, обрывающийся 250-метровой ледовой кручей с уклоном порядка 45 градусов. Разведка показала, что если пройти по снежнику вправо, то спускаться можно не по льду, а по фирну, что немного проще. В любом случае, по нашему скромному мнению, на 1Б это точно не похоже.
В 14:00 начинаем спуск.

Кидаем 5 верёвок со страховкой на ледорубе, обходя скальные выступы, и в 15:50 (3.4 км) выходим на выполаживание.

Дальше идём по снегу в связке, обходя моренное озеро под перевалом справа по ходу движения. Поставить палатку на этом озере крайне сложно.

Чуть ниже, на высоте 2450 м, есть ещё одно озеро, на котором мы и собираемся ночевать.
В 16:20 (4.0 км) снимаем обвязки и начинаем движение по морене. Держим курс к западному, ближайшему к нам берегу. Это и оказалось большой ошибкой. Сначала идёт средняя сыпуха, спуск по которой не представляет никаких проблем. А затем она сменяется огромными "чемоданами", по сравнению с которыми Абиак нервно курит в сторонке. Камни завалили весь западный берег, и ночевать на нём невозможно.
Идти нужно по правой верхней части ущелья, и держать курс на восточную часть озера, которая для ночёвки пригодна. Поймав конкретное огребалово на спуске, на стоянку вышли только в 19:30. Многие места заболочены, но мы нашли отличную полянку рядом с ручьем, бегущим со снежника. Завтра решаем сделать днёвку с этом прекрасном месте.

Расстояние: 5.2 км
Чистое ходовое время: 8:20
Набор высоты: 585 м
Сброс высоты: 556 м
Высота ночёвки: 2398 м

День 7, 30 июля. Высокогорный цветник.

Сегодня мы решили продолжить булочно-матрасный тренд этого похода и отдохнуть после славной работы на Тигееке. Место, как и на прошлой днёвке, безумно красивое: зелёные лужайки с мягкой травой и диким луком, огромные поля синих аквалегий и оранжевых огоньков, ярко-бирюзовое озеро с цветущими на дне цветами, белый снежник рядом, и кристально чистый ручей, бегущий с этого снежника. Весь день валяемся, объедаемся, загораем и читаем книжки.

Надо сказать, что булканули мы не зря.  После полудня погода испортилась и весь день шёл сильный ливень. Страшно подумать, каково в такую погоду на перевале. К вечеру ветер уносит тучи. Мы любуемся на оранжевый закат и ясное, усыпанное яркими звёздами небо. Надеемся, что завтра нам повезёт.

Расстояние: 0.0 км
Чистое ходовое время: 0:00
Набор высоты: 0 м
Сброс высоты: 0 м
Высота ночёвки: 2398 м

День 8, 31 июля. В трудах и тревогах.

Сегодня нас ждёт перевал Стрела. Вышли в 6:45, пересекли по азимуту морену и в 8:00 (1.6 км) оказались у ледника. Одеваем кошки, связываемся, и в 8:40 начинаем подъём на перевальный взлет, который представляет из себя фирновый склон с крутизной 30-40 градусов. Погода быстро портится. На небе появляются тяжёлые тучи, которые вскоре приносят настоящую зимнюю метель.

Поскольку у Кати довольно старые и ненадёжные кошки, я иду первый и рублю для неё ступени. Примерно через 150 метров крутизна возрастает, ступени  в моих мягких треккинговых ботинках рубятся всё с бОльшим и бОльшим трудом, поэтому мы бросаем три верёвки и в 10:20 (2.4 км) выходим на перевальную седловину, то есть на самую низшую точку хребта, как видно на следующей фотке. Чуть позже объясню, почему мы сильно пожалели об этом. Кстати, не считаю, что перила являлись такими уж необходимыми. Просто на вырубание "лесенки" в жёстком заледеневшем снегу я бы потратил гораздо больше времени и сил.

А вот и мы на перевале

С седловины мы увидели большой ледопад и заледеневшее царство Катунского хребта с белыми вершинами, пробивающими серые тучи.

Получить удовольствие от грандиозного зрелища мешало только одно: мы совершенно не представляли, как будем спускаться. Вниз вела крутая 40-градусная сыпуха, которая сменялась изматывающим траверсом по скальным полочкам. Над всем этим возвышалась почти отвесная стена. Впрочем, делать было нечего. В 11:00 мы начинаем спуск, и после 200 метров изматывающего лазанья с рюкзаками мы выходим к кулуару с приемлемым уклоном (градусов 35). По нему и надо было спускаться!!! В общем, мы рекомендуем выходить на центр седловины, как показано на фотке выше, и искать спуск. Обрывается кулуар крутой 15-метровой скалой, над которой предусмотрительно висит петля. Мы быстро бросаем сложенную пополам верёвку, съезжаем по ней, сдёргиваем, и в 13:30 оказываемся в относительной безопасности на пологой морене рядом с ледником.

Дальше нас ждал обычный спуск по сыпухе с уклоном от 5 до 30 градусов в сторону левого берега озера в долине.

Берега заболочены, но найти место для 1-2 палаток можно. Мы встаём на ночлег, любуемся на ледопад и скалы, по которым мы прошли. Радостно, что всё это теперь позади.